Сергей Нагорный (holy_mozart) wrote,
Сергей Нагорный
holy_mozart

Category:
  • Music:

Орфей и Эвридика

Мне давно хотелось рассказать о таком шедевре советского музыкального искусства как рок-опера «Орфей и Эвридика».

Эта опера является моим личным рекордсменом по длительности прослушивания среди всей прочей музыки.

В 1999 году мне дали послушать кассету, на которую была переписана запись с пластинки. С тех пор эта музыка не покидает мои плейлисты. Вот уже 12 лет эти песни появляются в моем плеере, и я с таким же удовольствием слушаю их вновь и вновь.

Я знаю каждую песню и каждую мелодию, каждое слово и каждую эмоцию, переданную в этой записи.


Наверное, далеко не все поймут, с чем связан мой восторг, далеко не всем придется по вкусу это произведение. Но если вы никогда не слушали «Орфей и Эвридика» настоятельно рекомендую вам это сделать. Только слушать нужно внимательно, погрузившись в сюжет.

Представьте себе: двое — он и она — встретились и полюбили друг друга. Но он — певец, гений, жаждущий славы и признания; он покидает возлюбленную и не замечает, как растрачивает, распродает свой дар, становится чуждым ей… "Какая старая история!" — перебьете меня вы. И будете абсолютно правы: старая. Но и вечно новая.

Именно эту историю рассказывает современный миф об Орфее, первая отечественная рок-опера — "Орфей и Эвридика".

Художественный руководитель ВИА "Поющие гитары", Анатолий Васильев, впервые услышав рок-оперу Эндрю Ллойд-Уэббера "Jesus Christ Superstar", по-настоящему влюбился в жанр и решил, что пришла пора для аналогичной постановки и в СССР. Он обратился к композитору Александру Журбину, а тот пригласил либреттиста — Юрия Димитрина.


28 ноября и 11 декабря 1974 состоялись заседания худсовета "Ленконцерта", на которых авторы представили свое детище: Композитор пел и играл на рояле, а Либреттист подпевал, где мог, и читал ремарки. Сейчас сложно представить, что нашей истории могло бы не быть по милости очень большой и очень круглой печати какой-нибудь Тройки…
Но все прошло благополучно: оперу "пропустили". Более того, в протоколе можно найти такие отзывы, как "мне чрезвычайно понравилось", "превосходное произведение"…

Заминка произошла в Обкоме партии — не понравилось вынесенное в заглавие слово "рок". Во избежание неприятностей Ю.Димитрин предложил заменить его политически нейтральным словом "зонг", позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта.

Сюжет оперы далек от сюжета мифа. Сохранена лишь формальная схема: любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без нее и, наконец, их воссоединение навсегда.

Первым исполнителем роли Орфея стал Альберт Асадуллин, по образованию — художник-архитектор. Его прекрасный чистый голос с безграничным диапазоном и уникальные актерские данные позволили ему создать на сцене неповторимый, запоминающийся образ.


Партнершей Асадуллина стала Ирина Понаровская, дочь известного джазмена Виталия Понаровского, заканчивавшая ленинградскую Консерваторию по классу фортепиано и певшая в "Поющих гитарах".


Фортуна — Ольга Левицкая — тоже была "родом" из "Поющих"; работает в песенной части этой группы и сейчас.


И, наконец — Харон. Эту роль получил Богдан Вивчаровский, обладатель удивительно красивого и сильного баритона. Его "оперная" манера словно бы напоминала о том "вчерашнем дне", из которого пришел его персонаж. Будучи не намного старше А.Асадуллина, Б.Вивчаровский тем не менее сумел насытить образ своего героя интонациями и чувствами "осмеянного жизнью старика".


"Орфей" имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Хотя спектакль и исколесил с неизменным успехом почти весь Союз, за границей он показан не был. Что, однако, не помешало ему получить зарубежный диплом British Musical Award: в 1976 журнал "Musical Week" "за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки" провозгласил "Орфея" спектаклем 1975 года.

Оставшаяся в память о спектакле — запись оперы, выпущенная фирмой "Мелодия", лишь частично передает динамизм и накал страстей театрального оригинала: персонажи выглядели на ней более блеклыми; во многих музыкальных номерах ускорили темп, отчего звучать они стали менее естественно.


Хотя, честно говоря, лично я только эту запись 1980 года и воспринимаю. Слышать песни в другом исполнении очень непривычно.

Вот, например видео с 25-тилетия оперы. Роль Орфея исполняет тот самый Асадуллин.


А вот как сейчас исполняют эту оперу. Вроде бы хорошо поет, а все равно не то…


Tags: видео, воспоминания, интересное, музыка
Subscribe

promo holy_mozart february 26, 2012 09:32 65
Buy for 100 tokens
Рассортировал список самых интересных постов моего журнала по темам. Теперь, если вам интересно, будет проще найти интересующую вас запись. Посты размещены в хронологическом порядке (сверху новые) и разбиты на тематические категории. Возможно, мне нужно в чем-то доработать список? Советуйте!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →